Праздник трезвости

Праздник трезвости в Суровикино.

Эта публикация посвящена одной из страниц истории прихода храма Михаила Архангела города Суровикино.

В собрании Донской Государственной Публичной библиотеки (г.Ростов-на-Дону) удалось обнаружить рапорт о проведении праздника трезвости в Нижне-Чирском благочинии, напечатанный в издаваемом в Новочеркасске журнале «Донские епархиальные Ведомости», который мы и приводим ниже.

Праздник трезвости, о котором идет речь, был проведен больше века назад — в апреле 1913 года, всего через год после того, как был построен и и освящен наш храм.

Надеемся, что эта страница сайта прихода храма Михаила Архангела окажется интересной не только жителям города Суровикино — прихожанам нашего храма, но также жителям Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области, Обливского района Ростовской области, населенные пункты которых также упоминаются в рапорте.

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру,

Архиепископу Донскому и Новочеркасскому,

Hижне-Чирского благочинного, протоиерея Михаила Крылова

Рапорт.

28 минувшего апреля во всех приходах Нижне-Чирского благочиния был устроен праздник трезвости, при­менительно к программе, указанной Советом Всероссийского Трудового союза христан-трезвевников, а именно произнесены поучения о вреде употребления спиртных напитков, совершены крестные ходы с молебствиями и произведен тарелочный сбор пожертвований на борьбу с пьянством в приходе. Сбор был незначительный; он будет израсходован на приобретение книг противоалкогольного содержания.

В приходах Нижне-Чирском, Троицком, Есауловском, Обливском и Больше-Терновском состоялись внебогослужебные собеседования о пьянстве.

Листки противоалкогольного содержания раздавалась в приходах Нижне-Чирского Троицкого собора (500 экз.) и церквей хуторов Обливского (на 10 руб.). Суровикина и Трухина. В приходе церкви хутора Суровикина крестный ход по улицам хутора был совершен на другой день, 29 апреля, так как 28 апреля был дождь, причем в этот день были закрыты казенная винная лавка, магазины, трактиры и пивные лавки.

Собрания трезвенников с чтением противоалкогольной литературы состоялись в приходах церквей Кобылянской станицы и хутора Чернышкова; в остальных прихо­дах, где существуют общества трезвости, таковых собраний не было по случаю дождливой погоды, а в приходе

церкви  хутора  Пристеновского  собрание трезвенников не состоялось по причине отъезда жителей хутора на скотскую ярмарку соседнего хутора Тормасина.

Праздник трезвости дал благие результаты:

а) он заставил прихожан задуматься над необходимостью бо­роться с сильным народным врагом — пьянством;

б) объединил трезвенников в святом  деле борьбы с пьянством: в приходе церкви хутора Суровикина сами трез­венники просили священника отслужить молебен об избавлении от недуга пьянства лиц, страдающих запоем в приходе;

в) помог провести трезво день 28 апреля: в этот день в хуторе Тормасин была ярмарка. Крестный ход был совершен на ярмарочную площадь. Хорошее слово, сказанное приходским священником, произвело глу­бокое впечатление: ярмарка, вопреки обычаю проводить ее пьяно, с драками и криками, прошла спокойно и тихо.

B приходе церкви хутора Чувилева праздник трез­вости совпал с днем провода казаков на майское лагер­ное учение. Обычно эти проводы сопровождались целоднев­ной гульбой, а иногда и драками; но в праздник трез­вости,  вследствие убеждения приходского священника, „частные кабачки» но торговали, за чем следили полиция и члены общества трезвости. Проводы казаков прошли тише.

г) увеличил число членов в существующих обществах трез­вости: „по возвращении крестного хода в храм», говорить настоятель церкви хутора Нестерова, несколько человек, мужчин и женщин, подошли ко мне и просили ввести их в список членов общества трезвости, дав при этом обещание в течение одного года воздержаться от употребления спиртных напитков, некоторые из пожелавших записаться в трезвенники на всю жизнь отказа­лись от водки». В этом обществе теперь насчиты­вается 32 члена.

В приходе церкви хутора Чернышева в день праздника трезвости вступило новых членов в общество трезвости 31, а в настоящее время состоит 46 членов, давших обет не употреблять спиртных напитков в течение разных сроков — от 3 месяцев до 1 года, 3-х и 5 лет.

И д) побудил открыть общества трезвости в прихо­дах: 1) Успенской церкви слободы Добринской: записалось 12 человек, давших обещание на разные сроки от 1,5 до 5 лет всячески воздержаться от всего охмеляющего; 2) Георгиевской единоверческой церкви хутора Кололовско-Пристенского: 15 человек дали обещание воздер­живаться от спиртных напитков; 3) Николаевской церкви хутора Обливского: в число членов записалось 16 человек; 4) Троицкой церкви хутора Тормасина: в число чле­нов записалось 12 человек на сроки от 3 месяцев до одного года и 5) Рождество-Богородицкой церкви хутора Ярского.

Весьма благовременно составить особую молебную службу об искоренении пьянства в народе с соответственными ектеньями и молитвою и благословить духовенство от­правлять ее как в дни праздников трезвости, так и по заказу просителей.

Желательно, чтобы члены общества трезвости носили особые жетоны, как внешнее отличие трезвенников от употребляющих спиртные напитки.

О вышеизложенном имею долг почтительнейше доло­жить Вашему Высокопреосвященству во исполнение резолюции Вашей от 22 марта 1913г., положенной на отношения Всероссийского Трудового союза христиан-трезвенников от 12 марта за № 272 и сообщенной при циркулярном указе Донской духовной Консистории от 6 апреля за № 24.

Настоящий рапорт печатается в Епархиальных Ведомостях согласно резолюции Его Высокопреосвященства,  Высокопреосвященнейшего Владимира, Архиепископа Донского и Новочеркасского, от 1 июня 1913 г., за № 2812.

 

Источник: Донские епархиальные ведомости. №18 от 21 июня 1913 года с.370-372

Суровикино 1913 год

История прихода

Суровикино 1913 год

История прихода

Суровикино 1913 год

История прихода

 

Посетителей (205)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *