Праздник трезвости в Суровикино.
Эта публикация посвящена одной из страниц истории прихода храма Михаила Архангела города Суровикино.
В собрании Донской Государственной Публичной библиотеки (г.Ростов-на-Дону) удалось обнаружить рапорт о проведении праздника трезвости в Нижне-Чирском благочинии, напечатанный в издаваемом в Новочеркасске журнале «Донские епархиальные Ведомости», который мы и приводим ниже.
Праздник трезвости, о котором идет речь, был проведен больше века назад — в апреле 1913 года, всего через год после того, как был построен и и освящен наш храм.
Надеемся, что эта страница сайта прихода храма Михаила Архангела окажется интересной не только жителям города Суровикино — прихожанам нашего храма, но также жителям Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области, Обливского района Ростовской области, населенные пункты которых также упоминаются в рапорте.
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру,
Архиепископу Донскому и Новочеркасскому,
Hижне-Чирского благочинного, протоиерея Михаила Крылова
Рапорт.
28 минувшего апреля во всех приходах Нижне-Чирского благочиния был устроен праздник трезвости, применительно к программе, указанной Советом Всероссийского Трудового союза христан-трезвевников, а именно произнесены поучения о вреде употребления спиртных напитков, совершены крестные ходы с молебствиями и произведен тарелочный сбор пожертвований на борьбу с пьянством в приходе. Сбор был незначительный; он будет израсходован на приобретение книг противоалкогольного содержания.
В приходах Нижне-Чирском, Троицком, Есауловском, Обливском и Больше-Терновском состоялись внебогослужебные собеседования о пьянстве.
Листки противоалкогольного содержания раздавалась в приходах Нижне-Чирского Троицкого собора (500 экз.) и церквей хуторов Обливского (на 10 руб.). Суровикина и Трухина. В приходе церкви хутора Суровикина крестный ход по улицам хутора был совершен на другой день, 29 апреля, так как 28 апреля был дождь, причем в этот день были закрыты казенная винная лавка, магазины, трактиры и пивные лавки.
Собрания трезвенников с чтением противоалкогольной литературы состоялись в приходах церквей Кобылянской станицы и хутора Чернышкова; в остальных приходах, где существуют общества трезвости, таковых собраний не было по случаю дождливой погоды, а в приходе
церкви хутора Пристеновского собрание трезвенников не состоялось по причине отъезда жителей хутора на скотскую ярмарку соседнего хутора Тормасина.
Праздник трезвости дал благие результаты:
а) он заставил прихожан задуматься над необходимостью бороться с сильным народным врагом — пьянством;
б) объединил трезвенников в святом деле борьбы с пьянством: в приходе церкви хутора Суровикина сами трезвенники просили священника отслужить молебен об избавлении от недуга пьянства лиц, страдающих запоем в приходе;
в) помог провести трезво день 28 апреля: в этот день в хуторе Тормасин была ярмарка. Крестный ход был совершен на ярмарочную площадь. Хорошее слово, сказанное приходским священником, произвело глубокое впечатление: ярмарка, вопреки обычаю проводить ее пьяно, с драками и криками, прошла спокойно и тихо.
B приходе церкви хутора Чувилева праздник трезвости совпал с днем провода казаков на майское лагерное учение. Обычно эти проводы сопровождались целодневной гульбой, а иногда и драками; но в праздник трезвости, вследствие убеждения приходского священника, „частные кабачки» но торговали, за чем следили полиция и члены общества трезвости. Проводы казаков прошли тише.
г) увеличил число членов в существующих обществах трезвости: „по возвращении крестного хода в храм», говорить настоятель церкви хутора Нестерова, несколько человек, мужчин и женщин, подошли ко мне и просили ввести их в список членов общества трезвости, дав при этом обещание в течение одного года воздержаться от употребления спиртных напитков, некоторые из пожелавших записаться в трезвенники на всю жизнь отказались от водки». В этом обществе теперь насчитывается 32 члена.
В приходе церкви хутора Чернышева в день праздника трезвости вступило новых членов в общество трезвости 31, а в настоящее время состоит 46 членов, давших обет не употреблять спиртных напитков в течение разных сроков — от 3 месяцев до 1 года, 3-х и 5 лет.
И д) побудил открыть общества трезвости в приходах: 1) Успенской церкви слободы Добринской: записалось 12 человек, давших обещание на разные сроки от 1,5 до 5 лет всячески воздержаться от всего охмеляющего; 2) Георгиевской единоверческой церкви хутора Кололовско-Пристенского: 15 человек дали обещание воздерживаться от спиртных напитков; 3) Николаевской церкви хутора Обливского: в число членов записалось 16 человек; 4) Троицкой церкви хутора Тормасина: в число членов записалось 12 человек на сроки от 3 месяцев до одного года и 5) Рождество-Богородицкой церкви хутора Ярского.
Весьма благовременно составить особую молебную службу об искоренении пьянства в народе с соответственными ектеньями и молитвою и благословить духовенство отправлять ее как в дни праздников трезвости, так и по заказу просителей.
Желательно, чтобы члены общества трезвости носили особые жетоны, как внешнее отличие трезвенников от употребляющих спиртные напитки.
О вышеизложенном имею долг почтительнейше доложить Вашему Высокопреосвященству во исполнение резолюции Вашей от 22 марта 1913г., положенной на отношения Всероссийского Трудового союза христиан-трезвенников от 12 марта за № 272 и сообщенной при циркулярном указе Донской духовной Консистории от 6 апреля за № 24.
Настоящий рапорт печатается в Епархиальных Ведомостях согласно резолюции Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Владимира, Архиепископа Донского и Новочеркасского, от 1 июня 1913 г., за № 2812.
Источник: Донские епархиальные ведомости. №18 от 21 июня 1913 года с.370-372
Посетителей (221)